Принято решением педагогического совета Протокол № 1 от 23.08.2023 г. Утверждено Приказом № 174-ОД от 11.09.2023г. ПОЛОЖЕНИЕ о реализации профориентационного минимума в МБОУ СОШ с.Углезаводск 1. Общие положения 1.1. Профориентационный минимум – это единый универсальный минимальный набор профориентационных практик и инструментов для проведения мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся во всех субъектах РФ. 1.2. Профориентационный минимум предназначен для построения профориентационной работы в общеобразовательных организациях на единой методической основе, включающей единый универсальный набор профориентационных практик и инструментов и мероприятий, отражающих особенности региона и общеобразовательной организации. 1.3. Настоящее Положение о реализации профориетационного минимума в МБОУ СОШ с.Углезаводск (далее – Положение, Школа) разработано в соответствии с нормативными документами и методическими материалами: - Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (ред. от 01.03.2020) (п.2 ст.42; п.З ст.66; п.1 ст. 75); - Федеральным законом от 31.07.2020 N 304-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся, во исполнение поручений Президента РФ Пр-328 п.1 от 23.02.2018 года, Пр-2182 от 20.12.2020 года”; - письмом Министерства просвещения РФ от 5 июля 2022 г. № ТВ-1290/03 "О направлении методических рекомендаций"; примерной рабочей программой воспитания для общеобразовательных организаций (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22); - Приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"; - Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 29.12.2014 N 1645, от 31.12.2015 N 1578, от 29.06.2017 N 613, Минпросвещения РФ от 24.09.2020 N 519, от 11.12.2020 N 712, от 12.08.2022 N 732); - Приказом Минпросвещения России от 16.11.2022 N 993 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» ; - Приказом Министерства просвещения РФ от 23 ноября 2022 г. N 1014 "Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования"; - Программой курса внеурочной деятельности «Билет в будущее» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 29 сентября 2022 г. № 7/22); - Примерной рабочей программой курса внеурочной деятельности «Профориентация» (Одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию, протокол 5/22 от 25.08.2022 г.); - Письмом Минпросвещения России от 20.03.2023 №05-848 «О направлении информации» (Методические рекомендации по реализации профориентационного минимума в общеобразовательных организациях РФ). 1.4. Настоящее Положение направлено на формирование системы профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов и предназначено для обеспечения ее функционирования и дальнейшего развития. Положение включают в себя описание комплекса мер по формированию готовности к профессиональному самоопределению обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей, а также с учетом запросов экономики в кадрах, специфики рынка труда Сахалинской области. 1.5. Настоящее Положение регулирует деятельность всех категорий управленческих и педагогических работников, принимающих участие в реализации профориентационного минимума в Школе. 2. Цели и задачи реализации профориентационного минимума 2.1. Цель реализации профориентационного минимума — выстраивание системы профессиональной ориентации обучающихся, которая реализуется в образовательной, воспитательной и иных видах деятельности обучающихся. 2.2. Задачи: • развитие нормативно-правового обеспечения профориентационной деятельности в образовательной организации; • разработка информационно-методических материалов, обеспечивающих реализацию профориентационной работы с учетом возможностей образовательной организации и социальных партнеров; • определение особенностей реализации профориентационной работы в различных организационных видах деятельности обучающихся: урочной, внеурочной, воспитательной, внешкольной; • систематизация и описание возможных моделей профессиональной ориентации обучающихся; • включение в профориентационную работу профессиональных образовательных организаций, организаций высшего образования, компаний - работодателей, центров занятости населения, родительского сообщества; • включение в профориентационную работу профилактической деятельности, направленной на поддержку обучающихся «группы риска»: обучающихся с прогнозируемыми затруднениями трудоустройства. 3. Направления и содержание профориентационного минимума 3.1. Профориентационный направлениям: минимум реализуется по следующим - урочная деятельность, которая включает: профориентационое содержание уроков по предметам, входящим в обязательную часть учебного плана, где рассматривается значимость учебного предмета в профессиональной деятельности; а также дополнительных предметов и курсов части учебного плана, формируемых участниками образовательных отношений, что отражается в содержании рабочих программ по предметам. Для реализации профориентационного содержания в ходе проведения урочных занятий используются цифровые электронные образовательные ресурсы, а также выполнение проектов профориентационной направленности (в рамках проектной деятельности учебного плана). - внеурочная деятельность, которая включает: профориентационную диагностику (диагностику склонностей, диагностику готовности к профессиональному самоопределению); профориентационные уроки; проектную деятельность; реализацию профориентационных программ, консультации педагога и психолога, моделирующие профессиональные пробы в онлайн-формате и другие в соответствии с рабочей программой курса внеурочной деятельности. Наряду с использованием Примерной рабочей программы курса внеурочной деятельности «Билет в будущее» и Примерной рабочей программой курса внеурочной деятельности «Профориентация», разработанной Институтом стратегии развития образования РАО, учитель вправе разработать профориентационный курс с учетом специфики класса, в т.ч. с учетом профиля обучения на уровне среднего общего образования и с учетом регионального компонента. - воспитательная работа, которая включает: экскурсии на производство, экскурсии и посещение лекций в образовательных организациях СПО, посещение профориентационной выставки «Лаборатория будущего» и других, посещение профессиональных проб, выставок, ярмарок профессий, дней открытых дверей в образовательных организациях СПО и ВО, открытых уроков технологии на базе колледжей, техникума, встречи с представителями разных профессий и др., а также конкурсы профориентационной направленности (в том числе в рамках Российского движения детей и молодежи, Юнармии, реализации проекта «Россия - страна возможностей» и др.). Содержание направления «Воспитательная работа» отражается в Рабочей программе воспитания в составе основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования (модуль «Профориентация», Календарный план воспитательной работы, План работы классного руководителя). - дополнительное образование, которое включает в себя выбор и посещение занятий в рамках дополнительного образования с учетом склонностей и образовательных потребностей обучающихся. Профориентационное содержание отражается в дополнительной общеобразовательной программе. - взаимодействие с родителями (законными представителями). В рамках взаимодействия с родителями (законными представителями) проводится информационное сопровождение родителей обучающихся, проведение тематических родительских собраний, тематические рассылки по электронной почте и с помощью мессенджеров, в том числе о процессе профессионального самоопределения ребенка, а также участие родительского сообщества во встречах с представителями разных профессий (модуль «Работа с родителями» в Рабочей программе воспитания). - профильные предпрофессиональные классы, которые обеспечивают обучающимся профильное, расширенное изучение отдельных предметов, образовательных областей программы полного общего образования, условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения для школьников индивидуальных общеобразовательных программ, расширение возможностей выполнения социального заказа общества, реализацию преемственности между общим и профессиональным образованием, более эффективную подготовку выпускников школы к освоению программ высшего образования, установление равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями. В Школе открываются профильные классы согласно запросам обучающихся и родителей, и возможностям Школы. Порядок приема в профильные классы, содержание и организация профильного обучения регламентируются локальными актами Школы. - профессиональное обучение. Реализация профессионального обучения организуется на основе партнерских соглашений с организациями среднего профессионального образования и высшего образования, предприятиями. 3.2. Уровни реализации профориентационного минимума: • Базовый уровень (рекомендованная учебная нагрузка - не менее 40 часов в год); • Основной уровень (рекомендованная учебная нагрузка - не менее 60 часов); • Продвинутый уровень (рекомендованная учебная нагрузка - не менее 80 часов). Уровень Направления Базовый уровень (40 часов) Урочная деятельность (предметные уроки / «Технология») Внеурочная деятельность Воспитательная работа (модуль «Профориентация», классные часы) Дополнительное образование Профессиональное обучение Взаимодействие с родителями 4. Организационные минимума 2 Основной уровень (60 часов) 9 Продвинутый уровень (80 часов) 11 34 34 34 2 12 18 1 3 3 - - 10 1 2 4 основы реализации профориентационного 4.1. Для реализации профориентационного минимума в Школе назначается ответственное лицо по должности не ниже заместителя руководителя и определяются ответственные лица по организации профориентационной работы из числа педагогических работников (учитель-предметник, классный руководитель, социальный педагог и т.д.). 4.2. Ответственное лицо представляет предложения по реализации профориентационного минимума в Школе с учетом уровня и содержания профориентационной деятельности.