ПРОГРАММА коррекционной работы ФГОС ООО

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» с. Углезаводск
Долинского района Сахалинской области
Принята
решением педагогического совета
протокол № 1 от 23.08.2023 г.

Утверждена
Приказом №147-ОД от 23.08.2023 г.

ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
на уровне основного общего образования
2023-2028гг.

с. Углезаводск
2023 г.

Пояснительная записка
Пояснительная записка
Программа
коррекционной
работы
предусматривает
индивидуализацию
специального сопровождения обучающегося с ОВЗ. Содержание программы
коррекционной работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых
образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, индивидуальной
программы реабилитации.
Программа коррекционной работы в рамках АОП ООО МБОУ СОШ с. Углезаводск
включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие ее основное содержание.
Направления и содержание программы коррекционной работы реализуются во
внеурочное время в объеме не менее 5 часов.
I. Цели, задачи и принципы построения ПКР
Цель ПКР: определение комплексной системы в освоении АОП ООО МБОУ СОШ с.
Углезаводск психолого-педагогической и социальной помощи обучающимся с ОВЗ с
трудностями в обучении и в социализации для успешного освоения основной
общеобразовательной программы на основе компенсации имеющихся нарушений и
пропедевтики производных трудностей; формирование социальной компетентности,
развитие адаптивных способностей личности для самореализации в обществе.
Задачи ПКР:
определение особых образовательных потребностей, связанных с организацией
образовательного процесса, направленного на преодоление патологических форм
аутистической защиты у обучающихся с ОВЗ и на развитие активных форм
взаимодействия с людьми и с окружающей средой;
определение оптимальных психолого-педагогических и организационных условий
для получения основного общего образования обучающимися с трудностями в обучении и
социализации, для развития личности обучающихся, их познавательных и
коммуникативных способностей;
реализация комплексного психолого-педагогического и социального сопровождения
обучающихся (в соответствии с рекомендациями ППк и ПМПК при наличии);
разработка и использование специфичных для обучающихся с ОВЗ эффективных
методов, методик, приемов и способов подачи учебного материала, необходимых для
успешного освоения образовательной программы с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей;
обеспечение психологической устойчивости обучающихся с ОВЗ; преодоление
трудностей в развитии их эмоционально-волевой сферы и социальной адаптации;
реализация
системы
профессиональной
ориентации
и
содействие
в
профессиональном самоопределении обучающегося с ОВЗ;
организация и обеспечение согласованной работы команды педагогических
работников и специалистов, непосредственно участвующих в сопровождении
обучающихся с ОВЗ, в том числе в рамках сетевого взаимодействия;
оказание
родителям
(законным
представителям)
консультативной
и
организационной помощи по вопросам решения проблем в развитии; воспитании,
социальной адаптации обучающегося с ОВЗ; вопросам реализации АОП ООО;
привлечение родителей (законных представителей) обучающегося с ОВЗ к совместной
работе с педагогическими работниками и специалистами.
Содержание ПКР определяют следующие принципы:
Преемственность.
Принцип обеспечивает создание единого образовательно-коррекционного
пространства при переходе от уровня начального общего образования к основному
общему образованию, способствует достижению личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной

программы основного общего образования, необходимых обучающимся с ОВЗ для
продолжения образования, социальной адаптации и интеграции в обществе. Принцип
обеспечивает связь ПКР с другими разделами адаптированной основной
общеобразовательной программы основного общего образования: программой
формирования универсальных учебных действий, программой воспитания и социализации
обучающихся. Принцип реализуется при обязательной преемственности в образовательнокоррекционном процессе в учебной и внеурочной деятельности, в том числе при
проведении коррекционно-развивающих занятий по программе коррекционной работы, а
также в условиях семейного воспитания при взаимодействии всех участников
образовательных отношений.
Соблюдение интересов обучающихся.
Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему
обучающихся с максимальной пользой и в интересах обучающихся.
Непрерывность.
Принцип гарантирует обучающемуся и его родителям (законным представителям)
непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к ее
решению.
Вариативность.
Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования
обучающимися, имеющими различные трудности в обучении и социализации.
Комплексность и системность.
Принцип обеспечивает единство в подходах к диагностике, обучению и коррекции
трудностей в обучении и социализации, взаимодействие педагогических работников и
специалистов различного профиля в решении проблем обучающихся. Принцип
предполагает комплексный психолого-педагогический характер преодоления трудностей
и включает совместную работу педагогов и ряда специалистов (педагог-психолог,
учитель-логопед, социальный педагог).
В программу также включены и специальные принципы, ориентированные на учет
особенностей обучающихся с ОВЗ.
В программу также включены и специальные принципы, ориентированные на учет
особенностей обучающихся с ОВЗ:
принцип системности обеспечивает единство в подходах к диагностике, обучению и
коррекции нарушений обучающихся с ОВЗ, взаимодействие педагогических работников и
специалистов различного профиля в решении проблем этих обучающихся;
принцип комплексности: преодоление нарушений должно носить комплексный
медико-психолого-педагогический характер и включать совместную работу педагогов и
ряда специалистов (учитель-логопед, учитель-дефектолог (олигофренопедагог), педагогпсихолог, медицинские работники, социальный педагог и другие);
принцип гуманизации, который определяет, что образование обучающихся с ОВЗ
направлено на личностное развитие, обеспечивающее возможность их успешной
социализации и социальной адаптации;
принцип педагогической инверсии, который выражается в постоянной готовности к
изменению педагогической стратегии и тактики. Этот принцип также отражает
изменчивость и нелинейность развития обучающегося с ОВЗ;
принцип преемственности: программа коррекционной работы, разработанная для
обучающихся с ОВЗ на уровне основного общего образования, должна учитывать
достижения обучающимся результатов в ходе коррекционной работы на уровне
начального общего образования;
принцип сотрудничества с семьей обеспечивает участие родителей (законных
представителей) и членов семьи обучающегося с ОВЗ в коррекционно-развивающей
работе, направленной на его успешную интеграцию в общество.
Коррекционная работа осуществляется в форме внеурочной организации
деятельности обучающихся начальной школы, как часть системы образовательного

процесса. Внеурочная деятельность является обязательной частью учебного плана,
формируемой участниками образовательного процесса.
Программа коррекционной работы создана на основе требований Федерального
государственного образовательного стандарта.
Программа коррекционной работы направлена на коррекцию недостатков
психического и (или) физического развития обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, преодоление трудностей в освоении основной образовательной
программы основного общего образования, оказание помощи и поддержки детям данной
категории.
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные
отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения
общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
В Концепции модернизации российского образования четко обозначена мысль о том,
что «дети с ограниченными возможностями здоровья должны обеспечиваться
медико-социальным сопровождением и специальными условиями для обучения в
общеобразовательной школе по месту жительства». Право ребенка с ограниченными
возможностями здоровья на получение образования по месту жительства может
быть реализовано путем организации интегрированного обучения их с нормально
развивающимися сверстниками.
Условия для обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных классах должны
обеспечиваться
индивидуальным
психолого-медико-педагогическим
сопровождением.
Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка с
ограниченными возможностями здоровья, в том числе об определении формы и степени
его интеграции в образовательную среду, решается на школьном психолого-медикопедагогическом консилиуме, исходя из потребностей, особенностей развития и
возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных
представителей).
Деятельность ПМПк определяется Положением о ПМПк.
Специалисты ПМПк:
 осуществляют психолого-медико-педагогическое обследование детей с ОВЗ;
 разрабатывают
индивидуально-ориентированные
коррекционно-развивающие
программы, индивидуальные образовательные маршруты с целью коррекции
имеющихся проблем в обучении и развитии;
 проводят коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные, групповые),
тренинговые занятия;
 организуют работу Школ для родителей, имеющих детей с особыми потребностями;
обеспечивают их консультативной поддержкой.
 Педагог-психолог выявляет особенности их интеллектуального развития,
личностных и поведенческих реакций, проводит групповые и индивидуальные
занятия, направленные на нормализацию эмоционально-волевой сферы,
формирование продуктивных способов мыслительной деятельности, а также на
исправление возможных нарушений общения и поведения; оказывает методическую
помощь учителям; развивать психолого-педагогическую компетентность педагогов и
родителей.
Учителя, работающие с детьми с особыми образовательными потребностями,
проводят систематическое углубленное изучение обучающихся с целью выявления их
индивидуальных особенностей и определения направлений развивающей работы,
фиксируют динамику развития обучающихся, ведут учет освоения ими
общеобразовательных программ.
При интегрированном обучении для детей с ОВЗ разрабатываются индивидуальные
учебные планы на основе базисного учебного плана специального (коррекционного)
образовательного учреждения соответствующего вида и отдельные рабочие программы по
каждому учебному предмету учебного плана на основе примерных программ,

рекомендованных для обучения ребенка, и на основании федеральных государственных
образовательных стандартов.
Основные этапы практического индивидуального
психолого-медико-педагогического сопровождения
интегрируемого ребенка в общеобразовательном учреждении
1. Выявление и анализ проблем и причин отклонений у ребенка (на уровне школьного
психолого-педагогического консилиума).
2. Определение возможности интеграции конкретного ребенка, условий и форм
интеграции.
3. Составление плана интегрированного обучения, включая:
 определение вида и объема необходимой коррекционной помощи (образовательной,
медицинской и др.);
 частота, время и место оказания специальной коррекционной помощи специалистов;
 оказание дополнительной специальной помощи.
4. Проведение предварительной коррекционной работы, направленной на подготовку к
интегрированному обучению (в условиях общеобразовательной школы (ПМПк):
 с ребенком и его родителями;
 с родителями, обучающимися и педагогами массовой школы.
5. Разработка индивидуальных коррекционных программ в зависимости от уровня
знаний, возможностей и способностей ребенка (ПМПк общеобразовательной школы).
6. Систематическое сопровождение образовательного процесса в условиях интеграции.
7. Анализ результатов выполнения рекомендаций всеми участниками процесса
интеграции.
Для детей выстраивается корреционно-развивающая работа, направленная на
постепенное увеличение меры самостоятельности, подчинение своей деятельности
поставленной цели при организующей, стимулирующей помощи взрослого; переключение
учащихся на практическую деятельность с предметами или на другие облегченные
задания, подкрепляющие их веру в собственные силы.
Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с
ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего
типа является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную
интеграцию и личностную самореализацию.
Программа коррекционной работы обеспечивает:
 выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья при освоении ими
основной
образовательной программы и их дальнейшую интеграцию в образовательном
учреждении;
 реализацию комплексного индивидуально ориентированного психолого-медикопедагогического сопровождения в условиях образовательного процесса всех
обучающихся с особыми образовательными потребностями с учётом состояния
здоровья и особенностей психофизического развития (в соответствии с
рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
 создание специальных условий воспитания, обучения обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, безбарьерной среды жизнедеятельности и учебной
деятельности; использование специальных учебных и дидактических пособий;
соблюдение допустимого уровня нагрузки, определяемого с привлечением
медицинских работников;
 проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
Целевая направленность программы заключается в разработке и обосновании
основных положений, направленных на оказание помощи детям с ограниченными
возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы общего
образования.
Основу данной программы составляют принципиальные положения:

 коррекционная работа включается во все направления деятельности образовательного
учреждения;
 содержание коррекционной работы – это программа оптимальной педагогической,
психологической и медицинской поддержки обучающихся, направленной на
преодоление и ослабление недостатков психического и физического развития
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Цель программы коррекционной работы школы – организация работы педагогов и
специалистов образовательного учреждения в направлении создания оптимальных
психолого-педагогических условий для обеспечения коррекции недостатков в физическом
и (или) психическом развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и
оказания помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы
начального общего образования.
Корректировка некоторых недостатков физического развития осуществляется также
в рамках Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Методические принципы построения образовательного процесса, направленные на
обеспечение освоения обучающимися с ОВЗ основной образовательной программы,
включают:
 усиление практической направленности изучаемого материала;
 выделение сущностных признаков изучаемых явлений;
 опору на жизненный опыт обучающегося;
 опору на объективные внутренние связи в содержании изучаемого материала как в
рамках одного предмета, так и между предметами;
 соблюдение в определении объема изучаемого материала принципа необходимости и
достаточности;
 введение
в
содержание
учебных
программ
коррекционных
разделов,
предусматривающих активизацию познавательной деятельности, усвоенных ранее
знаний и умений обучающихся, формирование школьно-значимых функций,
необходимых для решения учебных задач.
Реализация программы осуществляется на основе следующих принципов:
 комплексности: при составлении плана работы по коррекции здоровья каждого
обучающегося учитываются его медицинские показатели (школьный медсестра);
результаты психологической (школьный психолог) и педагогической (учитель)
диагностик;
 достоверности: оценка предпосылок и причин возникающих трудностей с учетом
социального статуса обучающегося, семьи, условий обучения и воспитания;
 гуманистической направленности: опора на потенциальные возможности
обучающегося, учёт его интересов и потребностей; создание ситуаций успеха в
учении, общении со сверстниками и взрослыми;
 педагогической целесообразности: интеграция усилий педагогического коллектива
(учитель, врач, психолог, заместитель директора по УВР, курирующий вопросы
организации обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья на дому,
заместитель директора по ПП и др.) и родителей.
Перечень и содержание направлений работы
Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка с
ограниченными возможностями здоровья, в том числе об определении формы и
степени его интеграции в образовательную среду, решается на школьном психологомедико-педагогическом консилиуме, исходя из потребностей, особенностей развития и
возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных
представителей).
Направления коррекционно-развивающей работы
Значительной части обучающихся с ОВЗ доступно и показано образование,
соотносимое по уровню «академического» компонента с образованием сверстников, не

имеющих ограничений по возможностям здоровья, получаемое в совместной с ними
среде обучения в те же календарные сроки. Инклюзия в наибольшей степени
целесообразна для обучающихся с ОВЗ, имеющих формально сопоставимый с нормой
уровень психоречевого развития; она является оптимальной в том случае, если до
поступления в школу обучающийся имел опыт посещения занятий в группе
сверстников.
Вместе с тем, даже имея высокие интеллектуальные способности, обучающиеся с ОВЗ
для успешного освоения начального образования в условиях инклюзии нуждаются в
систематической психолого-педагогической и организационной поддержке,
обеспечивающей удовлетворения их особых образовательных потребностей, которая
реализуется на основе разрабатываемой для каждого обучающегося индивидуальной
программы коррекционной работы.
Основные принципы формирования программы коррекционной работы с
обучающимися с ОВЗ заключаются в следующем:
необходимость
постепенного,
индивидуально
дозированного
введения
обучающегося в ситуацию обучения в классе: начиная с уроков, где он чувствует
себя наиболее комфортно и успешно, до полной инклюзии;
при выраженности проблем, связанных с развитием социально-бытовых навыков и
навыков коммуникации, ориентировки в происходящем, восприятием заданий и
инструкций педагогического работника, должна быть подключена дозированная и
временная помощь педагога-психолога;
в связи с трудностями формирования учебного поведения у обучающегося с ОВЗ в
начале обучения он должен быть временно обеспечен дополнительными занятиями
с педагогическим работником по отработке форм адекватного учебного поведения,
умения вступать в коммуникацию и регулироваться во взаимодействии с
педагогическим работником, адекватно воспринимать похвалу и замечания;
необходимость постепенного перехода от индивидуальной инструкции к
фронтальной, специального внимания к выбору для обучающегося места в классе,
где он будет более доступен организующей помощи педагогического работника;
значимость для обучающегося с ОВЗ четкой и осмысленной упорядоченности временно-ространственной структуры уроков и всего его пребывания в школе, дающей
ему опору для понимания происходящего и самоорганизации;
необходимость индивидуальных педагогических занятий для контроля за
освоением обучающимся новым учебным материалом и для оказания, при
необходимости, индивидуальной коррекционной помощи в освоении основной
программы;
необходимость оказания специальной помощи в упорядочивании и осмыслении
усваиваемых на уроках знаний и умений, не допускающего их простого
механического накопления;
необходимость специальной коррекционной работы по развитию вербальной
коммуникации обучающихся с ОВЗ, возможности вести диалог, делиться с
другими своими мыслями, впечатлениями, переживаниями;
развитие внимания к близким взрослым и одноклассникам, оказание специальной
по- мощи в понимании происходящего с другими людьми, их взаимоотношений,
переживаний;
создание условий обучения, обеспечивающих обстановку сенсорного и
эмоционального комфорта, упорядоченности и предсказуемости происходящего;
необходимость специальной установки педагогического работника на развитие
эмоционального контакта с обучающимся, совместное осмысление происходящих
событий;
поддержание в обучающемся с ОВЗ уверенности в том, что его принимают, ему
симпатизируют, в том, что он успешен на занятиях; трансляция этой установки
одноклассникам обучающегося с ОВЗ с подчеркиванием его сильных сторон.

Демонстрация симпатии к нему педагогическими работниками через свое
отношение в реальном поведении.
Для успешного обучения в условиях инклюзии обучающийся с ОВЗ требует
индивидуального подхода:
при организации и подаче учебного материала в условиях фронтальных и
индивидуальных занятий должны учитываться особенности усвоения информации
и специфика выработки навыков при аутизме;
при организации самостоятельного выполнения обучающимся с ОВЗ учебных
заданий на классных занятиях должны использоваться виды заданий,
поддерживающие и организующие его работу;
при оценке меры трудности задания и учебных достижений обучающегося
необходим учет специфики проблем его искаженного развития, парадоксальности
освоения "простого" и "сложного" при аутизме (например, легче выделить скрытые
на картинке геометрические фигуры, чем ОВЗкрыть ее содержание по смыслу).
При выраженности проблем с освоением АОП ООО или трудностей, связанных с
развитием социально бытовых навыков, навыков коммуникации, ориентировки в
происходящем, восприятии заданий и инструкций педагога во фронтальном режиме, в
образовательный маршрут ребенка с ОВЗ подключается специалист сопровождения –
учитель. Эта помощь может быть дозирована и ограниченная во времени.
При возникновении трудностей в освоении обучающимися с ОВЗ содержания АОП
ООО педагог-дефектолог может оперативно дополнить структуру программы
коррекционной работы соответствующим направлением работы, которое будет
сохранять свою актуальность до момента преодоления возникших затруднений.
Одним из специалистов, обеспечивающих развитие и коррекцию коммуникативной
функции речи ребенка с ОВЗ, является учитель-логопед, способствующий освоению
АОП ООО. Коррекционно-развивающие занятия проходят как в индивидуальном, так
и групповом режиме.
Оказание помощи в развитии жизненной компетенции ребенка с ОВЗ:
 развитие адекватных представлений о себе, осмысление, упорядочивание и
дифференциация собственного жизненного опыта;
 овладение социально-бытовыми умениями, навыками;
 овладение навыками коммуникации;
 дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной
организации;
 осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих системы
ценностей и социальных ролей.
Основными аспектами психолого-педагогического сопровождения
учебновоспитательного процесса являются:
 учет интересов ребенка, его особенностей развития и психологических
особенностей, индивидуальный подход;
 вариативность
траекторий
психолого-педагогического
сопровождения
в
соответствии со стартовыми возможностями обучающихся;
 информирование родителей о динамике развития ребенка в результате психологопедагогического сопровождения.
Характеристика содержания направлений коррекционной работы.
Программа коррекционной работы включает в себя взаимосвязанные направления,
отражающие её основное содержание:
Диагностическая работа:
обеспечивает проведение комплексных обследований детей с ОВЗ;
рекомендации по образовательному маршруту ребенка с ОВЗ;
контроль и анализ результатов коррекционной работы.
Коррекционно ­ развивающая работа включает:

подбор оптимальных для развития ребёнка с ОВЗ коррекционных
программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми
образовательными потребностями;
организацию и проведение специалистами службы ППС индивидуальных и
групповых коррекционно-развивающих занятий, направленных на преодоление
нарушений развития и трудностей обучения (учителя-логопеда, учителядефектолога, педагога- психолога);
системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в
динамике образовательного процесса, направленное на формирование
универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;
коррекцию и развитие высших психических функций;
развитие и коррекцию социально-эмоциональных и коммуникативных навыков,
социально-бытовых компетенций детей с ОВЗ;
устранение нежелательных форм поведения детей с ОВЗ;социальная защита
ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих
обстоятельствах;
общеоздоровительные мероприятия.
Консультативная работа включает:
выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям
работы с обучающимся, единых для всех участников образовательного процесса;
консультирование педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов
и приёмов работы с обучающимся;
консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов
обучения ребёнка с ОВЗ;
консультирование родителей (законных представителей) по результатам
проводимой коррекционно-развивающей работы, социализации обучающихся.
Информационно ­ просветительская работа направлена:
на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями
образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками
образовательного процесса — обучающимися, их родителями (законными
представителями), педагогическими работниками;
проведение тематических мероприятий для педагогов и родителей по разъяснению
индивидуально-типологических особенностей развития детей с ОВЗ;
на оптимизацию взаимодействия всех участников образовательного процесса;
на выстраивание конструктивного взаимодействия семьи и образовательной
организации;
на повышение психолого-педагогической компетентности родителей.
Программа коррекционной деятельности МБОУ СОШ с. Углезаводск позволяет
оценить усилия коллектива и изменения, произошедшие в развитии обучающегося.
Существенной чертой коррекционно-развивающего образовательного процесса
является индивидуально-групповая и индивидуально ориентированная работа,
направленная на коррекцию индивидуальных проблем развития обучающегося.

Формы работы

Содержание
коррекционных
мероприятий

Задачи
мероприят
ий

Система индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий




Урочные
Внеурочные
Внешкольные
мероприятия
мероприятия
мероприятия
Общеразвивающие задачи индивидуально ориентированных занятий – повышение уровня общего, сенсорного, интеллектуального развития,
памяти, внимания, коррекции зрительно-моторных и оптико-пространственных нарушений, общей и мелкой моторики.
Задачи предметной направленности – подготовка к восприятию трудных тем учебной программы, восполнение пробелов предшествующего
обучения и т.д.

 Развитие основных мыслительных
операций
 Развитие различных видов
мышления
 ОВЗширение представлений об
окружающем мире и обогащение
словаря
 Совершенствование движений и
сенсомоторного развития
 игровые ситуации, упражнения,
задачи
 коррекционные приемы и методы
обучения
 элементы изотворчества,
хореографии
 валеопаузы, минуты отдыха
 индивидуальная
 работа
 использование развивающих
программ спецкурсов
 контроль межличностных
взаимоотношений
 дополнительные задания и
помощь учителя

 Совершенствование движений и сенсомоторного развития
 Коррекция отдельных сторон психической деятельности
 ОВЗширение представлений об окружающем мире и
обогащение словаря
 Развитие речи, овладение техникой речи
 Развитие различных видов мышления

 внеклассные занятия
 кружки и спортивные секции
 индивидуально ориентированные занятия
 культурно-массовые мероприятия
 индивидуальная работа
 школьные праздники
 экскурсии и ролевые игры
 литературные вечера
 социальные проекты
 субботники
 коррекционные занятия по формированию навыков игровой
и коммуникативной деятельности, по формированию
социально-коммуникативных навыков общения, по
коррекции речевого развития, по развитию мелкой
моторики, по развитию общей моторики, по социальнобытовому обучению, по физическому развитию и
укреплению здоровья, по формированию навыков
пространственной ориентировки, по формированию и
развитию зрительного восприятия.

 Коррекция нарушений в развитии
эмоционально-личностной сферы
 ОВЗширение представлений об
окружающем мире и обогащение
словаря
 Развитие речи, овладение техникой
речи
 Развитие различных видов
мышления
 консультации специалистов
 ЛФК
 посещение учреждений
дополнительного образования
 (творческие кружки, спортивные
секции)
 занятия в центрах диагностики,
реабилитации и коррекции
 поездки, путешествия, походы,
экскурсии
 общение с родственниками
 общение с друзьями

Диагности
ческая
направлен
ность
Коррекционная
направленность
Профилактическая
направленность
Развивающая
направленность

 Наблюдение и педагогическая
характеристика основного
учителя, оценка зоны
ближайшего развития
обучающегося
 Использование развивающих
программ спецкурсов.
 Стимуляция активной
деятельности самого учащегося

Систематические валеопаузы,
минуты отдыха, смена режима
труда и отдыха; сообщение
учащемуся важных объективных
сведений об окружающем мире,
предупреждение негативных
тенденций развития личности

Использование учителем
элементов коррекционных
технологий, специальных
программ, проблемных форм
обучения, элементов
коррекционно-развивающего
обучения.

 Медицинское обследование,
заключение психолого-медикопедагогической комиссии (ПМПК)
 Организация коррекционных занятий, индивидуально
ориентированных занятий;
 занятия со специалистами, соблюдение режима дня, смены
труда и отдыха, полноценное питание.

Смена интеллектуальной деятельности на эмоциональную и
двигательную и т.п., контакты со сверстниками,
педагогами, специалистами школы

Организация часов общения, групповых и индивидуальных
коррекционных занятий, занятия с психологом,
соблюдение режима
дня

Соблюдение режима дня, смена
интеллектуальной деятельности на
эмоциональную и двигательную,
изотворчество, хореография,
логоритмика, занятия ЛФК, общее
развитие обучающегося, его кругозора,
речи, эмоций и т.д.
Социализация и интеграция в общество
обучающегося.
Стимуляция общения обучающегося.
Посещение занятий
в системе дополнительного образования
по интересу или
формировать через занятия его интересы.
Проявление родительской любви и
родительских чувств, заинтересованность
родителей в делах обучающегося.
Посещение учреждений культуры и
искусства, выезды на
природу, путешествия, чтение книг,
общение с разными
(по возОВЗту, по религиозным взглядам,
по образу жизни)
людьми, посещение спортивных
секций, кружков и т.п.

Ответственные за
индивидуально
ориентированные
мероприятия

Учителя-предметники

Учителя-предметники
Психолог
Школьные работники
Библиотекарь

Родители, семья
Психолог
Педагоги дополнительного образования

Специальные условия обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ

Обучающиеся с задержкой психического развития

Особенность
обучающегося
(диагноз)

Характерные особенности развития обучающихся

Рекомендуемые условия обучения и воспитания

1) снижение работоспособности;
2) повышенная истощаемость;
3) неустойчивость внимания;
4) более низкий уровень развития восприятия;
5) недостаточная продуктивность произвольной памяти;
6) отставание в развитии всех форм мышления;
7) дефекты звукопроизношения;
8) своеобразное поведение;
9) бедный словарный запас;
10) низкий навык самоконтроля;
11) незрелость эмоционально-волевой сферы;
12) ограниченный запас общих сведений и
представлений;
13) слабая техника чтения;
14) неудовлетворительный навык каллиграфии;
15) трудности в счёте, решении задач

Соответствие темпа, объема и сложности учебной
программы реальным познавательным возможностям
обучающегося, уровню развития его когнитивной сферы,
уровню подготовленности, то есть уже усвоенным знаниям
и навыкам.
Целенаправленное развитие общеинтеллектуальной
деятельности (умение осознавать учебные задачи,
ориентироваться в условиях, осмысливать информацию).
Сотрудничество с взрослыми, оказание педагогом
необходимой помощи обучающемуся с учетом его
индивидуальных проблем.
Индивидуальная дозированная помощь ученику, решение
диагностических задач.
Развитие у обучающегося чувствительности к помощи,
способности воспринимать и принимать помощь.
Щадящий режим работы, соблюдение валеологических
требований.
Создание у неуспевающего ученика чувства защищенности
и эмоционального комфорта.
Личная поддержка ученика учителями школы.

Обучающиеся с легкой степенью умственной
отсталости, в том числе с проявлениями аутизма
(по желанию родителей и в силу других
обстоятельств) могут учиться в общеобразовательной школе

Характерно недоразвитие:
1) познавательных интересов: они меньше
испытывают потребность в познании, «просто
не хотят ничего знать»;
2) недоразвитие, часто глубокое, всех сторон
психической деятельности;
3) моторики;
4) уровня мотивированности и потребностей;
5) всех компонентов устной речи, касающихся
фонетико-фонематической и лексико-грамматической
сторон; возможны все виды речевых нарушений;
6) мыслительных процессов, мышления – медленно
формируются обобщающие понятия, не
формируется словесно-логическое и абстрактное
мышление; медленно развивается словарь
и грамматический строй речи;
7) всех видов продуктивной деятельности;
8) эмоционально-волевой сферы;
9) восприятий, памяти, внимания

1. Развитие всех психических функций и познавательной
деятельности в процессе воспитания, обучения и коррекция
их недостатков.
2. Формирование правильного поведения.
3. Трудовое обучение и подготовка к посильным видам
труда.
4. Бытовая ориентировка и социальная адаптация – как итог
всей работы.
5. Комплексный характер коррекционных мероприятий
(совместная работа психиатра, если это необходимо,
психолога, педагога и родителей).
6. Поддержание спокойной рабочей и домашней обстановки
(с целью снижения смены эмоций, тревоги и дискомфорта).
7. Использование метода отвлечения, позволяющего снизить
интерес к аффективным формам поведения.
8. Поддержание всех контактов (в рамках интереса и
активности самого обучающегося).
9. Стимулирование произвольной психической активности,
положительных эмоций.
10. Развитие сохранных сторон психики и преобладающих
интересов, целенаправленной деятельности.
11. Применение различных методов, способствующих
развитию мелкой моторики и произвольных движений
(ритмика, гимнастика, ручной труд, спорт, бытовые навыки)

Обучающиеся с отклонениями в психической сфере
(состоящие на учете у психиатра,
психопатолога и др.)

1) повышенная раздражительность;
2) двигательная ОВЗторможенность в сочетании со
сниженной работоспособностью;
3) проявление отклонений в характере во всех
жизненных ситуациях;
4) социальная дезадаптация.
Проявления невропатии у обучающихся:
1) повышенная нервная чувствительность в
виде склонности к проявлениям аффекта, эмоциональным
ОВЗстройствам и беспокойствам;
2) нервная ослабленность в виде общей невыносливости,
быстрой утомляемости приповышенной нервнопсихической нагрузке, а
также при шуме, духоте, ярком свете;
3) нарушения сна, уменьшенная потребность в
дневном сне;
4) вегетососудистые дистонии (головные боли,
ложный круп, бронхиальная астма, повышенная потливость, озноб, сердцебиение);
5) соматическая ослабленность (ОРЗ, тонзиллиты,
бронхиты и т.п.)
6) диатезы;
7) психомоторные, конституционально обусловленные
нарушения (энурез, тики, заикания и др.)

1. Продолжительность коррекционных занятий с одним
учеником или группой не должна превышать 20 минут.
2. В группу можно объединять по 3-4 ученика с одинаковыми
пробелами в развитии и усвоении школьной программы или
сходными затруднениями в учебной деятельности.
3. Учёт возможностей обучающегося при организации
коррекционных занятий: задание должно лежать в зоне
умеренной трудности, но быть доступным.
4. Увеличение трудности задания пропорционально
возОВЗтающим возможностям обучающегося.
5. Создание ситуации достижения успеха на индивидуальногрупповом занятии в период, когда обучающийся ещё не
может получить хорошую
оценку на уроке.
6. Использование системы условной качественноколичественной оценки достижений обучающегося.

Обучающиеся с нарушениями речи

1) речевое развитие не соответствует возОВЗту
говорящего;
2) речевые ошибки не являются диалектизмами, безграмотностью речи и выражением
незнания языка;
3) нарушения речи связаны с отклонениями в
функционировании психофизиологических
механизмов речи;
4) нарушения речи носят устойчивый характер,
самостоятельно не исчезают, а закрепляются;
5) речевое развитие требует определённого
логопедического воздействия;
6) нарушения речи оказывают отрицательное
влияние на психическое развитие обучающегося

1. Обязательная работа с логопедом.
2. Создание и поддержка развивающего речевого
пространства.
3. Соблюдение своевременной смены труда и отдыха
(ОВЗслабление речевого аппарата).
4. Пополнение активного и пассивного словарного запаса.
5. Сотрудничество с родителями обучающегося (контроль за
речью дома, выполнение заданий логопеда).
6. Корректировка и закрепление навыков грамматически
правильной речи (упражнения на составление
словосочетаний, предложений, коротких текстов).
7. Формирование адекватного отношения обучающегося к
речевому нарушению.
8. Стимулирование активности обучающегося в исправлении
речевых ошибок.

Обучающиеся с нарушениями зрения
(слабовидящие обучающиеся)

1) основное средство познания окружающего мира –
осязание, слух, обоняние, др. чувства (переживает свой мир
в виде звуков, тонов, ритмов, интервалов);
2) развитие психики имеет свои специфические
особенности;
3) процесс формирования движений задержан;
4) затруднена оценка пространственных признаков
(местоположение, направление, ОВЗстояние, поэтому
трудности ориентировки в пространстве);
5) тенденция к повышенному развитию памяти
(проявляется субъективно и объективно);
6) своеобразие внимания (слуховое концентрированное
внимание);
7) обостренное осязание – следствие иного, чем у зрячих,
использования руки (палецникогда не научит слепого
видеть, но видеть слепой может своей рукой);
8) особенности эмоционально-волевой сферы
(чувство малоценности, неуверенности и слабости,
противоречивость эмоций, неадекватность воли;
9) индивидуальные особенности работоспособности,
утомляемости, скорости усвоения информации (зависит от
характера поражения зрения, личных особенностей, степени
дефекта), отсюда ограничение возможности заниматься
некоторым видами деятельности;
10) обеднённость опыта обучающихся и отсутствие за
словом конкретных представлений, так как знакомство с
объектами внешнего мира лишь формально-словесное;
11) особенности общения: многие обучающиеся не умеют
общаться в диалоге, так как они не слушают собеседника.
12) низкий темп чтения и письма;
13) быстрый счёт, знание больших стихов, умение петь,
находчивость;
14) страх, вызванный неизвестным и не
познанным в мире зрячих (нуждаются в специальной
ориентировки и знакомстве)

1. Обеспечение дифференцированного и
специализированного подхода к обучающемуся (знание
индивидуальных особенностей функционирования
зрительной системы ученика).
2. Правильная позиция ученика (при опоре на остаточное
зрение сидеть обучающийся должен на первой парте в
среднем ряду, при опоре на осязание и слух за любой
партой).
3. Охрана и гигиена зрения (повышенная общая
освещенность (не менее 1000 люкс), освещение на рабочем
месте (не менее 400–500 люкс); для
обучающихся, страдающих светобоязнью, установить
светозатемнители, ОВЗположить рабочее место, ограничивая
попадание прямого света; ограничение времени зрительной
работы, непрерывная зрительная нагрузка не должна
превышать 15–20 минут у слабовидящих учеников и 10–20
минут для учеников с глубоким нарушением зрения;
ОВЗстояние от глаз ученика до рабочей поверхности должно
быть не менее 30 см; работать с опорой на осязание или слух.
4. При работе с опорой на зрение записи на доске должны
быть насыщенными и контОВЗтными, буквы крупными, в
некоторых случаях они должны дублироваться раздаточным
материалом.
5. Создание благоприятного психологического климата в
коллективе, усиление педагогического руководства
поведением не только обучающегося с нарушением зрения,
но и всех окружающих людей, включая педагогов разного
профиля.
6. Взаимодействие учителя с тифлопедагогом, психологом,
офтальмологом и родителями.

Обучающиеся с нарушением поведения, с эмоционально-волевыми ОВЗстройствами, с ошибками воспитания (обучающиеся с девиантным и деликвентным поведение, социально-запущенные обучающиеся, обучающиеся из
социально-неблагополучных семей)

1) наличие отклоняющегося от нормы поведения;
2) имеющиеся нарушения поведения трудно
исправляются и корригируются;
3) частая смена состояния, эмоций;
4) слабое развитие силы воли;
5) обучающиеся особенно нуждаются в индивидуальном
подходе со стороны взрослых и
внимании коллектива сверстников

1. Осуществление ежедневного, постоянного контроля как
родителей, так и педагогов, направленного на формирование
у обучающихся самостоятельности, дисциплинированности.
2. Терпение со стороны взрослого, сохранение спокойного
тона при общении с обучающимся (не позволять кричать,
оскорблять обучающегося, добиваться его доверия).
3. Взаимосотрудничество учителя и родителей в процессе
обучения (следить, не образовался ли какой-нибудь пробел в
знаниях, не переходить к изучению нового материала, не
бояться оставить обучающегося на второй год, пока он не
усвоил пройденное).
4. Укрепление физического и психического здоровья
обучающегося.
5. Развитие общего кругозора обучающегося (посещать
театры, цирк, выставки, концерты, путешествовать, выезжать
на природу).
6. Своевременное определение характера нарушений
обучающегося, поиск эффективных путей помощи.
7. Чёткое соблюдение режима дня (правильное чередование
периодов труда и отдыха).
8. Ритмичный повтор определённых действий, что приводит
к закреплению условно-рефлекторной связи и формированию
желательного стереотипа.
9. Заполнение всего свободного времени заранее
спланированными мероприятиями (ввиду отсутствия умений
организовывать своё свободное время), планирование дня
поминутно.
10. Формирование социально приемлемых форм поведения и
трудовых навыков.
11. Чёткие и короткие инструкции, контроль выполнения
заданий (усложнять задания по ходу коррекционных
мероприятий).
12. Чередование различных видов деятельности (ввиду малой
привлекательности для таких обучающихся
интеллектуального труда его необходимо чередовать с
трудовой или художественной деятельностью).
13. Общественно значимый характер деятельности, которая
должна занимать большую часть времени, что позволяет

Планируемые результаты коррекционной работы
Результатом коррекции развития обучающихся с ОВЗ может считаться не столько
успешное освоение ими основной образовательной программы, сколько освоение
жизненно значимых компетенций:
 развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со
взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных
условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
 овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
 овладение навыками коммуникации;
 дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной
организации;
 осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возОВЗту
системы ценностей и социальных ролей.
Жизненно значимые
компетенции
Развитие адекватных
представлений о собственных
возможностях и ограничениях,
о насущно необходимом
жизнеобеспечении,
способности вступать в
коммуникацию со
взрослыми по вопросам
медицинского сопровождения
и
созданию специальных
условий для пребывания в
школе, своих нуждах и правах
в организации обучения

Овладение социальнобытовыми умениями,
используемыми в
повседневной жизни

Требования к результатам
Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что
можно и чего нельзя.
Умение пользоваться личными адаптивными средствами
в разных ситуациях.
Понимание того, что пожаловаться и попросить о
помощи при проблемах в жизнеобеспечении – это
нормально и необходимо.
Умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к
нему за помощью, точно описать возникшую проблему,
иметь достаточный запас
фраз и определений.
Готовность выделять ситуации, когда требуется
привлечение родителей, умение объяснять учителю
(работнику школы) необходимость
связаться с семьей.
Умение обратиться к взрослым при затруднениях в
учебном процессе, сформулировать запрос о
специальной помощи
Стремление к самостоятельности и независимости в быту
и помощи другим людям в быту.
Овладение навыками самообслуживания: дома и в школе.
Умение включаться в разнообразные повседневные дела.
Умение принимать посильное участие, брать на себя
ответственность в каких-то областях домашней жизни.
Представления об устройстве школьной жизни.
Умение ориентироваться в пространстве школы, в
ОВЗписании занятий.
Готовность попросить о помощи в случае затруднений.
Готовность включаться в разнообразные повседневные
школьные дела и принимать в них посильное участие,
брать на себя ответственность.
Понимание значения праздника дома и в школе, того, что
праздники бывают разными.
Стремление порадовать близких.
Стремление участвовать в подготовке и проведении
праздника

Овладение навыками
коммуникации

Дифференциация и
осмысление картины мира и
её временнопространственной
организации

Умение решать актуальные жизненные задачи, используя
коммуникацию как средство достижения цели
(вербальную, невербальную).
Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос,
выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения,
завершить разговор.
Умение корректно выразить отказ и недовольство,
благодарность, сочувствие и т.д.
Умение получать и уточнять информацию от
собеседника.
Освоение культурных форм выражения своих чувств.
ОВЗширение круга ситуаций, в которых обучающийся
может использовать коммуникацию как средство
достижения цели.
Умение передать свои впечатления, соображения,
умозаключения так, чтобы быть понятым другим
человеком.
Умение принимать и включать в свой личный опыт
жизненный опыт других людей.
Умение делиться своими воспоминаниями,
впечатлениями и планами с другими людьми
Адекватность бытового поведения обучающегося с точки
зрения опасности/безопасности и для себя, и для
окружающих; сохранности окружающей предметной и
природной среды.
Использование вещей в соответствии с их функциями,
принятым порядком и характером наличной ситуации.
ОВЗширение и накопление знакомых и разнообразно
освоенных мест за пределами дома и школы: двор, дача,
лес, парк, речка, городские и загородные
достопримечательности и др.
Активность во взаимодействии с миром, понимание
собственной результативности.
Накопление опыта освоения нового при помощи
экскурсий и путешествий.
Умение накапливать личные впечатления, связанные с
явлениями окружающего мира, упорядочивать их во
времени и пространстве.
Умение устанавливать взаимосвязь порядка природного и
уклада собственной жизни в семье и в школе, вести себя в
быту сообразно
этому пониманию.
Умение устанавливать взаимосвязь порядка
общественного и уклада собственной жизни в семье и в
школе, соответствовать этому порядку.
Прогресс в развитии любознательности,
наблюдательности, способности замечать новое, задавать
вопросы, включаться в совместную со взрослым
исследовательскую деятельность.

Осмысление своего
социального окружения и
освоение соответствующих
возОВЗту системы ценностей
и социальных ролей

Умение адекватно использовать принятые в окружении
обучающегося социальные ритуалы.
Умение корректно выразить свои чувства, отказ,
недовольство, благодарность, сочувствие, намерение,
просьбу, опасение.
Знание правил поведения в разных социальных
ситуациях с людьми разного статуса.
Умение проявлять инициативу, корректно устанавливать
и ограничивать контакт.
Умение не быть назойливым в своих просьбах и
требованиях, быть благодарным за проявление внимания
и оказание помощи.
Умение применять формы выражения своих чувств
соответственно ситуации социального контакта.
ОВЗширение круга освоенных социальных контактов.











Дифференциация и осмысление картины мира:
интересуется окружающим миром природы,
культуры, замечает новое, задаёт вопросы
включается в совместную со взрослым
исследовательскую деятельность
адекватно ведёт себя в быту с точки зрения
опасности/безопасности и для себя, и для
окружающих
использует вещи в соответствии с их функциями,
принятым порядком и характером наличной
ситуации
Овладение навыками коммуникации:
реагирует на обращенную речь и просьбы
понимает и адекватно реагирует на речь
окружающих
начинает, поддерживает и завершает разговор
корректно выражает отказ и недовольство,

Изменения не
произошли
(низкий уровень)

Изменения
незначительные
(средний уровень)

Критерии и показатели

Видимые изменения
(высокий уровень)

Содержание мониторинга
динамики развития обучающихся с ОВЗ
Критерии и показатели динамики развития обучающихся
с ОВЗ напрямую связаны с компетенциями, жизненно значимыми для обучающихся
с ОВЗ
Уровни
(отмечаются индивидуально
для каждого учащегося)

благодарность, сочувствие и т.д.
 передаёт свои впечатления, соображения,
умозаключения так, чтобы быть понятым другим
человеком.
 делится своими воспоминаниями, впечатлениями и
планами с другими людьми
 слышит свои речевые ошибки и старается их
исправлять
 замечает ошибки в речи одноклассников
Осмысление своего социального окружения:
 доброжелателен и сдержан в отношениях с
одноклассниками
 уважительно относится к взрослым (учителям,
родителям, т.д.)
 достаточно легко устанавливает контакты и
взаимоотношения
 соблюдает правила поведения в школе
 мотив действий – не только «хочу», но и «надо»
 принимает и любит себя
 чувствует себя комфортно с любыми людьми
любого возОВЗта, с одноклассниками
Последовательное формирование произвольных
процессов:
 умеет концентрировать внимание,
 может удерживать на чем-либо свое внимание
 использует различные приемы запоминания
 учится продумывать и планировать свои действия
 способен к саморегуляции и адекватной самооценки
своих поступков
 управляет своими эмоциями, поведением,
действиями
 доводит до конца начатое дело
 знает цель своих действий и поступков
 старается выполнять все задания и просьбы учителя.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».