Принято решением педагогического совета Протокол №1 от 28.08.2023 Утвержден Приказом №147-ОД от 23.08.2023г. Согласовано: Решением Совета старшеклассников Протокол №1 от 23.08.2023г. Положение о профильном обучении на уровне среднего общего образованияв МБОУ СОШ с.Углезаводск Общие положения Настоящее положение регулирует общие вопросы организации профильного обучения на уровне среднего общего образования в МБОУ СОШ с.Углезаводск (далее образовательная организация). Положение разработано в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации», № 273-ФЗ (принят Государственной Думой 21.12.12, одобрен Советом Федерации 26.12.12. с изменениями от 17.02.2023), Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ Минобразования РФ от 18.07.2002 N 2783), Приказом Министерства просвещения РФ от 12 августа 2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413», Федеральным законом от 24.09.2022 N 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», 24 сентября 2022 года N 371-ФЗ, Приказом Министерства просвещения РФ от 23 ноября 2022 г. № 1014 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования». Профильные классы открываются приказом директора при наличии необходимых кадровых, научно-методических, учебных и материальных условий в соответствии с социальным запросом обучающихся, их родителей (законных представителей). Образовательная организация несёт ответственность перед обучающимися, родителями (законными представителями) и учредителем за реализацию конституционных прав личности на образование, соответствие выбранных форм обучения возрастным психофизическим особенностям детей, качественное обучение и воспитание. Учебный план профильного класса разрабатывается в соответствии с федеральным учебным планом среднего общего образования. В учебном плане профильного класса количество часов, отведенных на изучение профильных предметов, соответствует количеству часов углубленного уровня, определенных федеральным учебным планом, количество часов на изучение остальных предметов не меньше рекомендованного для базового уровня обучения. Нагрузка обучающихся, исходя из реализуемого профиля обучения с учетом элективных учебных предметов и дополнительных часов на углубленное изучение отдельных предметов, не должна превышать максимального объема учебной нагрузки, определенного федеральным учебным планом и СанПиН. Продолжительность учебного года в профильном классе составляет 34 учебные недели без учета государственной (итоговой) аттестации, продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 21 календарного дня, летом - не менее восьми недель. Учебная деятельность обучающихся организуется в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями к организации учебного процесса. Расписание занятий может предусматривать сдвоенные уроки, что дает возможность использовать широкий спектр форм обучения, включая традиционные для ВУЗов (лекции, семинары, практикумы) и позволяет подготовить будущих абитуриентов к обучению в высшей школе. Образовательный процесс в профильных классах осуществляется наиболее опытными и квалифицированными учителями преимущественно первой и высшей квалификационной категории. Содержание работы, виды занятий и формы контроля в профильном классе определяются учебными планами и программами, утвержденными директором школы и разработанными на основе федеральных рабочих программ в целях обеспечения качественной подготовки. Государственная (итоговая) аттестация по завершению среднего общего образования в профильных классах проводится в соответствии с Приказом Мин просвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 №190/1512 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования" и другими действующими нормативными актами. Реорганизация и закрытие профильных классов в образовательной организации осуществляется по решению педагогического совета приказом директора. 1. Цели и задачи профильного обучения 2.1. Становление профильного обучения на уровне среднего общего образования является одним из приоритетных направлений модернизации системы общего образования в Российской Федерации. Профильные классы позволяют за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса в более полной степени учитывать интересы, склонности и способности учащихся в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования, способствуют формированию потребности обучающихся в непрерывном образовании и осознанному выбору ими дальнейшей профессиональной деятельности. 2.2 Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории. Профильные классы дают повышенную подготовку по профильным дисциплинам, обеспечивают условия для развития и наращивания творческого потенциала, способствуют овладению навыками самостоятельной и научной работы. В соответствии с ч. 25 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской федерации» поясняется, что направленность (профиль) образования - ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы. При организации профильного обучения школа ставит следующие цели: Обеспечение равного доступа к полноценному образованию, дифференциации его содержания, разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями. Расширение возможности социализации учащихся, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием. Более эффективная подготовка выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования. Задачи профильного обучения: Выполнить социальный запрос обучающихся и их родителей (законных представителей) на получение образования по отдельным предметам на повышенном (профильном) уровне. Создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников с возможностью построения обучающимися индивидуальных образовательных траекторий. Обеспечить уровень знаний обучающегося достаточный для дальнейшего продолжения обучения по программам высшего профессионального образования. Выявить на ступени общего образования способности учащихся к определенным сферам деятельности. Продолжить формирование системы представлений, ценностных ориентации, исследовательских умений и навыков, критического мышления, обеспечивающих выпускнику школы возможность жить, трудиться и продолжать профессиональное образование в качестве полноценного члена общества. Продолжить развитие умений использовать полученные знания в качестве основы и средства для приобретения новых знаний, их дальнейшего расширения и углубления, самостоятельного выхода за пределы имеющейся информации. Продолжить развитие качеств инициативной личности, позволяющих учащимся свободно ориентироваться в окружающей действительности, быть готовым принимать самостоятельные решения, связанные с личным участием в социальной жизни общества и в трудовой деятельности. 2. Обоснование открытия профильных классов. В соответствии с Концепцией профильного образования, основная идея обновления среднего общего образования состоит в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. Многолетняя педагогическая практика показала, что, как минимум, начиная с позднего подросткового возраста, в системе образования должны быть созданы условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших профессиональных жизненных планов. Социологические исследования доказывают, что большинство старшеклассников (более 75%) отдают предпочтение тому, чтобы «знать основы главных предметов, а на повышенном углубленном уровне изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться». Таким образом, профилизация обучения соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников. Основанием для выбора профилей на уровне среднего общего образования в МБОУ СОШ с.Углезаводск служат: 1. Востребованность со стороны родителей (законных представителей) и обучающихся школы профильной подготовки по предметам математика, физика, информатика и ИКТ, биология, химия, литература, обществознание, иностранный язык, история в пределах шаговой доступности. 2. Наличие у школы квалифицированного кадрового состава. 3. Наличие необходимого программно-методического обеспечения образовательного процесса по профильным предметам. 4. Материально-техническая оснащённость кабинетов приведена в соответствии с Приказом Минпросвещения России от 06.09.2022 N 804 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", направленных на содействие созданию (создание) в субъектах Российской Федерации новых (дополнительных) мест в общеобразовательных организациях, модернизацию инфраструктуры общего образования, школьных систем образования, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению общеобразовательных организаций, а также определении норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания» 5. Выбор выпускниками (75-85% выпускников) учреждений профессионального образования (высшего, среднего) и специальностей согласно профилю обучения на уровне среднего общего образования. 3. Содержание и организация образовательного процесса. Профильное обучение в МБОУ СОШ с. Углезаводск реализуется в соответствии с п.27 Организационного раздела федеральной образовательной программой среднего общего образования, согласно которому обучающимся предлагается 5 профилей: 1. технологический профиль: (математика (У) и физика (У)) 2. технологический профиль: (математика (У) и информатика (У)) 3. естественно-научный профиль: (химия (У) и биология (У)) 4. гуманитарный профиль: (иностранный язык (У) и литература (У)) 5. гуманитарный профиль: (обществознание (У) и история (У)) 6. гуманитарный профиль: (иностранный язык (У) и история (У)) 7. гуманитарный профиль: (обществознание (У) и иностранный язык (У)) 8. социально-экономический профиль: (математика У) и обществознание (У)) 9. социально-экономический профиль: (математика (У), география (У), обществознание (У)) 10. социально-экономический профиль: (география (У) и обществознание (У)) 11. универсальный профиль (2 учебных предмета (У) определяет ОО) Профильные классы работают по федеральным учебным планам, содержащим: Обязательный базовый компонент образования, включающий в себя набор обязательных общеобразовательных предметов изучаемых на базовом уровне. Профильные дисциплины, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения, которые обязательны для обучающихся, выбравших данный профиль обучения. Учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план содержит не менее 13 учебных предметов ("Русский язык", "Литература", "Иностранный язык", "Математика", "Информатика", "История", "Обществознание", "География", "Физика", "Химия", "Биология", "Физическая культура", "Основы безопасности жизнедеятельности") и предусматривает изучение не менее 2 учебных предметов на углубленном уровне из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области. Предметная область Русский язык и литература Родной язык и родная литература Иностранные языки Общественно-научные предметы Математика и информатика Учебный предмет Уровень изучения предмета базовый углубленный Русский язык Б Литература Б У Родной язык Б Родная литература Б Иностранный язык Б У Второй иностранный язык Б История Б У Обществознание Б У География Б У Математика Б У Информатика Б У Физика Б У Естественно-научные предметы Химия Биология Физическая культура Физическая культура, основы Основы безопасности безопасности жизнедеятельности жизнедеятельности Индивидуальный проект Дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся Б Б Б Б У У Программы для профильных классов должны предусматривать: овладение обучающимися содержанием образования на повышенном уровне по профильным дисциплинам и на уровне не ниже базового по предметам, включенным в учебный план соответствующего профиля; формирование и развитие навыков самостоятельной работы и научноисследовательской деятельности, организацию учебных практик, проектов, социальных практик; подготовку выпускников к осознанному выбору профессии. Образовательный процесс в профильных классах носит личностно- ориентированный характер. Порядок проведения текущей и промежуточной аттестации и соответствующим Положением. Государственная (итоговая) аттестация по завершении среднего (полного) общего образования в профильных классах (группах) проводится в соответствии с действующими нормативными документами. 4. Требования к педагогическим кадрам Для работы в профильных классах по профильным предметам привлекаются квалифицированные учителя с высшим образованием, преимущественно имеющие первую и высшую квалификационные категории. Учитель профильных классов должен обеспечивать: - вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса; - введение в образовательный процесс интерактивных деятельностных компонентов (освоение проектно-исследовательских и коммуникативных методов); - завершение профильного самоопределения старшеклассников и формирование способностей и компетентностей, необходимых для продолжения образования. 5. Обеспечение выбора профиля обучающимися. Работа по определению выбора обучающимися профиля обучения проводится в школе через систему мероприятий в соответствии с планом, утверждаемым в начале учебного года и предусматривает: проведение анкетирования родителей и учащихся 9-х классов на предмет изучения интересов и склонностей учащихся, определение их профессиональных интересов с целью выбора будущей профессии; проведение родительского собрания в параллели 9-х классов с разъяснением особенностей ФГОС СОО и учебных планов различных профилей; разработка предложений учителей и психологов с рекомендациями об обучении учащихся по соответствующему профилю; определение УМК, программ, соответствующих выбранным профилям. 6. Порядок приема обучающихся в профильные классы Для обучения в профильном классе допускаются граждане, освоившие образовательнуюпрограмму основного общего образования и получившие аттестат об основном общем образовании. 7. Управление Управление деятельностью классов с профильным обучением организуется в соответствии с Уставом школы и Правилами внутреннего трудового распорядка школы. Общее руководство профильными классами осуществляет директор школы. Непосредственное руководство учебной и воспитательной работой осуществляет заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе. Личностно-ориентированный подход в образовании в классах с профильным обучением обеспечивается психолого-педагогическим сопровождением. Взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса обеспечивают классные руководители профильных классов. 8. Финансовое обеспечение Финансирование профильного обучения в рамках учебного плана школы осуществляется за счет бюджетных средств в установленном порядке.